iAge — группа компаний, занимающаяся цифровым маркетингом. В конце 2014-го года мы сделали для них небольшой ролик, который решено было выполнить в технике покадровой съемки (stop motion). Сегодня мы рады рассказать про все этапы производства этого ролика:
01. После того, как мы определились вместе с заказчиком, что ролик будет покадровым, рисуем раскадровки. Вот рабочий вариант, сформировавшийся из многих набросков. Покадровая съемка дает не только много возможностей, но и ограничений, поэтому постоянно приходилось напоминать, что сейчас речь не про обычную графику и даже не про видео — а значит надо мыслить объектами физического мира :)
02. Небольшой спойлер о том, как все это выглядело чуть дальше середины съемок.
03. Одной из первых задач было сделать миниатюрные модели деревьев. Просмотрев тематические сайты был найден относительно доступный способ. Вот часть набора для производства одного дерева.
04. Нужно смешать искомый цвет (удобно использовать гуашь), пропитать насквозь губку и высушить (удобно использовать фен). Интересно то, что самый красивый цвет кроны деревьев получается если окрашивать именно желтый поролон, а не зеленый. После этого пропускаем губку через терку.
05. Параллельно с этим из медной проволоки скручиваются каркасы деревьев, которые грунтуются клеем ПВА и покрываются коричневой краской.
06. Коричневые стволы покрываются клеем и посыпаются губкой. После некоторого времени у вас собирается небольшая лесополоса, причем вы сами можете решать, к природе какой местности отнесутся ваши биологические изыски. Это похоже на дубы, как нам кажется.
07. Это, так скажем, было начало производства деталей физического мира. Чуть пораньше этого копирайтер заказчика пишет текст, который укладывается в выбранный хронометраж и диктор начитывает его. Так как при покадровой съемке каждый шот выстраивается и снимается достаточно долгое время, мы не можем себе позволить снимать с большим запасом — нужно распределить планы по длительности, для точного рассчета движения внутри них. Для этого быстро собирается первый быстрый прототип, который, в дальнейшем, сильно помогает:
08. Первый планом для съемки решено было выбрать с числом 120 (собранным из круглых иконок сотрудников), которое превращается В ЛАЙК. Почему-то мы подумали, что с ним будет меньше всего проблем — «что же сложного в том, чтобы ПРОСТО ДВИГАТЬ КРУГИ?». Ну легко и ладно, распечатаем иконки людей, вырежем их и наклеим на гайки с помощью клея ПВА:
09. Мы симулируем движение кругов в цифровом виде и распечатываем траектории движения, в качестве подсказки. Офис становится похож на место для тестирования на цветовую слепоту.
10. Нас не очень останавливает то, что траектории ПЕРЕСЕКАЮТСЯ. Но снимать мы решаем в обратной последовательности и собираем что-то похожее на лайк и сравниваем его с настоящим. После это станет традицией перед каждым новым планом.
11. Начинаем двигать кружочки.
12. В общем, после первых десяти кадров стало понятно, что такие траектории помогают не очень, но мы решили довести дело до конца c упорством, достойным лучшего применения :)
12. Это был первый и неудачный дубль, который мы вам не покажем :) В следующем варианте мы немного упростили все движения (и с третьего раза сделали дубль, вошедший в ролик). Вот прототип:
13. Уже потом мы поняли, что начинать, возможно, стоило не с этого плана, но что уж поделаешь. Зато дальше дело пошло веселее. Вырезали гигантский логотип и положили на вращающуюся платформу, добавили многоуровневости с помощью подручных средств (например, пригодились грузы из механического стедикама). Тут не потребовалось предварительное моделирование движения, кроме рассчета числа кадров для поворота и несложного прироста угла. После съемки кадр стабилизировался/чистился и фон дорисовывался.
14. Вообще, перед каждым новым планом составлялся мини-таймлайн, на котором было понятно, сколько каждое движение занимает от общего количества. Но для этого плана было сделано исключение. Кроме общей длительности, движения самолетиков не рассчитывались. Флаги же делались из подручных материалов — газета ЭКСТРА-ШАНС нарезалась на тонкие полоски синего и красного в удачных местах. На снимке вы видите первоначальную попытку ДЕКОРИРОВАТЬ полушария, от которой решили отказаться.
15. Макет сайта был быстро отрисован в упрощенном виде в Иллюстраторе. Все кнопочки были с любовью вырезаны и наклеены на вообще разные вещи — от шашек из набора для карманных шашек — до каких-то стоительных мини-крестовин. Кстати, все отлично клеилось с помощью ПВА, хотя казалось бы — бумага и пластик.
16. Сборка сайта снимается тоже в инвертированном порядке. Причем первоначально — на желтом фоне (который потом было решено перекрасить на более нейтральный; задачу немного усложнило то, что на сайте присутствует желтый элемент довольно близкого оттенка).
17. Настала пора переходить к более объемным планам. У нас был выбор из нескольких моделей поездов, но мы остановились на максимально простом и небольшом икеевском паровозике с цветными вагонами. По сценарию состав из клиентов должен проезжать мимо больших букв, находящихся среди некого идиллистического пейзажа. Ну их распечатали, вырезали и приклеили подставки, сделанные, в том числе и из упаковки шариков для настольного тенниса — все шло в работу.
18. Вот так буквы смотрятся рядом с деревьями и домиками. Эти домики вырезались по простым выкройкам и красились гуашью. Дорога шла в комплекте с поездом, а зверей мы просто купили в детском мире.
19. Изначально мы хотели добавить в кадр облака. Нарезали вату и распушив, развесили ее над сценой, для чего и поставили СТОЛ НА СТОЛ. Но после первого дубля стало понятно, что лучше их добавить уже на постобработке, либо вообще убрать (как и сделали). Дело в том, что нельзя быстро и надежно зафиксировать облака на ниточках, прикрепленных к проволоке; поэтому на протяжении видео возникало не самое приятное мельтешение.
20. Мы сделали пару дублей с разным светом, при этом паровоз двигался при каждом снимке на четверть оборота колеса по маленьким рискам. Дубли получились довольно близкими друг к другу, поэтому стало возможным сделать эффект смены времени суток в ролике.
21. К этому моменту у нас накопилось какое-то потрясающее количество мелких предметов, которые заполняли все свободные поверхности. Довольно быстро зародился новый жанр постов в инстаграме.
|
|
|
|
22. Переходим к плану, где поезд везет клиентов. При обсуждении с заказчиком было решено отказаться от прямого упоминания логотипов и использовать более абстрактную форму. Между тем, цвета некоторых флажков пересекаются с фирменными цветами компаний. Флажки мы сделали из зубочисток, ничего удивительного.
23. Чтобы паровозик ехал в гору, каждый кадр под заднее колесо подкладывался белый пластилин. На переднем колесе видны риски для равномерного поворота. Данный кадр снимался с рельсы, которая была также разлинована для равномерного горизонтального движения.
24. Для первого плана мы немного переставили сцену, добавив вторую версию рукотворного логотипа — вертикальную. На этой подставке раньше стояло человеческое сердце (макет, то есть). План снимался наездом камеры, поэтому, перед каждым снимком нужно было: увеличить на определенный шаг мощность каждого из источников → СВЕРИТЬСЯ С ПЛАНОМ КАДРОВ (там один источник надо было не с самого начала увеличивать, а, скажем, с 37-го кадра, а первый наоборот, завершить, например, на 52-м) → передвинуть камеру на одно деление → подвести фокус чуть-чуть и снять. Для плавности движения кадров было заложено много и времени это план занял порядочно. Как видно по снимку — за окном был уже поздний вечер.
25. Чтобы собрать механизм нам потребовались:
— советские шахматные часы со снятой крышкой;
— крепления для самогонного аппарата;
— часть фотоувеличителя;
— мини-домино;
— большая и маленькая лупы;
— мячик для настольного тенниса;
— валик неизвестной природы;
— бумажный курсор;
— флаг на зубочистке.
26. Самолетик подлетал к конструкции также на проволоке, которая затем убиралась в Нюке. Кто работал в программе, полагаем, сможет понять принцип метода из скриншота (ну или мы как-нибудь напишем побольше про приемы, которые иногда используем).
27. Содомия продолжалась.
28. В ролике есть кадр, где самолетик летит над пейзажем. Сам он держался на проволоке (которую потом покадрово чистили вручную), а проволока прикреплена вот к этой золотой даме. Она по-женски устойчива и устраивала нас тогда во всем.
29. Других людей в пространстве офиса мы можем только поблагодарить за терпение :) В течение всего периода у нас родилась лишь одна УТЕШИТЕЛЬНАЯ записка, оправдывающая ВОРОВСТВО ЧУЖОГО СТОЛА.
30. Практически последней в очереди была съемка с меловой доской. Для начала мы сделали эту доску из специальной черной пленки, наклеенной на пластик. Поставили на стол, примерили поезд, который должен был выезжать из доски.
31. Дверь пришлось вырезать, чтобы поезд свободно смог въезжать-выезжать. Доска пока что чистая и без разводов, которые неизбежно появляются при постоянном рисовании/стирании мела.
32. Осталось снять момент рождения самолетика. Изначально он был снят на однородном фоне, но после обсуждения с заказчиком было решено переснять шот с большим числом деталей для динамики.
33. Попытались собрать начальные кадры (кроме совсем тестовых) каждого плана — некоторая их часть сохранилась.
34. Большое спасибо мы говорим всем, кто помогал нам в работе над этим проектом. В первую очередь — Лене Пуляевой за ведение проекта со стороны заказчика, понимание и все-все, Юрию Александровичу за увеличительные стекла, Жанне, Денису и Тимофею за железную дорогу, Ирине Николаевне — за вторую железную дорогу, Паше за меловую доску, Ирине за пастель и иконки, типографии «Формат» за оперативную и качественную печать и Виталию Олеговичу Карманову за два стола. Ура! :3