Делать ролики на 9 мая стало для нас уже небольшой традицией (4й год подряд, в том году была история одной фотографии). На этот раз тема немного поменялась и мы решили кардинально поменять стилистику — сделать полигональный стоп-моушен ролик про мероприятия, которые планировались в эти майские праздники.
До этого последний раз мы клеили объемные фигуры из бумаги наверное в школе — для уроков геометрии. Поэтому перед созданием ролика мы провели тестовую съемку, благо нам как раз надо было сделать видео для конкурса Артемия Лебедева.
Он поставил условие, что в ролике должна быть Тойота. Купив в магазине нужную модель и просверлив в ней пару дырок, мы получили машину, у которой пара светодиодов и батарейка имитировали фары. Полоска бумаги с метками нужна была для синхронизации движения камеры на рельсе и машинки (тут просто — сопоставляем камеру начальным и конечным положениям автомобиля и пропорционально наносим шкалу).
В динамике вышло неплохо и мы решили, что обязательно используем этот стиль для отдельного проекта. У Артемия мы как обычно были вне конкурса (забавно, что уже не одни).
Переходим к ролику про мероприятия, составляем план съемки. Не удивляйтесь, в нем изначально был и Бессмертный полк, но, в результате, для него было решено использовать отдельный прошлогодний ролик.
Для того, чтобы начать заполнять графу с реквизитом, нужно сделать и раскрасить все модели. Открываем трехмерный редактор и делаем несколько лоуполи сцен.
Делаем несколько тестовых грубых рендеров тестовой демо-версией Октана, чтобы прикинуть, как сцена будет смотреться с нужным фокусным расстоянием.
Модели готовы. Осталось сделать из них развертки с отмеченными изгибами, пазами для склейки и прочими вещами. Тут нам помогает абсолютно гениальная японская программа Пепакура дизайнер. Вот так, к примеру, выглядит неупорядоченная развертка полигональной плоскости, которую мы, в итоге не использовали.
А вот уже распечатанные развертки треугольных сосен. Разверток было много и нам очень помогли ребята из типографии «Формат».
Вырезание и склеивание деревьев занимает изрядное количество времени, но впереди еще их раскрашивание гуашью.
Часть КУБОИДОВ ждет своей очереди, а часть раскрашивается погранно — так все равномернее сохнет.
Сроки поджимали, поэтому основная часть работы приходится на начало майских праздников и на, собственно, сам первомай. Начинаем с утренней сцены и пробуем различные варианты освещения, чтобы эмулировать раннее утро. Вот так неплохо, но темновато.
Вот тут солнце начинает появляться на горизонте, но все равно — мрачновато для начала.
Стало светлее, свет чуть помягче — похоже на рассветные шесть—семь утра, подумалось нам и мы снимаем первые планы.
Переходим к городкам. Пик популярности этой игры явно пришелся раньше нашего детства, поэтому гуглим основные фигуры. Вырезаем человека и покрываем его белой гуашью. На горизонте создаем ощущение перепада рельефа, с помощью вырезанных гор из лебедевского ролика.
На переднем плане игровой биток. Уже на съемке возникла идея оттречить проезд камеры и добавить биток в полете — для этого снимаем его при таком же освещении. На посте пробуем и отказываем — маловато места между игроком и фигурами, смотрелось не слишком динамично.
Эти фигуры называются КОЛОДЕЦ и ЗВЕЗДА. Думаем, что без комментариев ясно, что есть что.
От идеи распечатать рожок патефона из бумаги мы отказались — модель получалась слишком сложной для ручной склейки. Было решено обратиться к технологии, которую подарило нам будущее — к 3D-печати. Рожок печатаем в рязанском центре 3D-печати и красим его гуашью. Саму коробочку с пластинкой вырезаем из подручных вещиц и крепим всю конструкцию оранжевым пластилином.
Конструкция позволяет неплохо вращать пластинку, чем мы и пользуемся для создания динамики.
Чем больше предметов двигается, тем эффектнее выглядит стопмоушен. Казалось бы — рожок с таким основанием будет трудно даже просто зафиксировать на месте, но, если продеть проволоку через небольшую дырочку в фоне, то можно будет сделать интересный подъем.
Шарики мороженого крепятся изнутри на скомканную бумагу — их видно и они не выпадают.
Одной из самых сложных сцен становится план с танцем — мы решаем распечатать каждую фазу движения и менять их в процессе подъезда камеры. Так как никто из нас танцевать вальс толком не умеет (три дня обучения в выпускном классе школы не считаются), то находим подходящий урок и начинаем ротоскопить. Процесс занимает много времени, нужно обработать 75 кадров. Общая суть — рисуются маски для каждой части тела и отдельно трансформируются — так гораздо удобнее контролировать их изменения.
В итоге мы понимаем, что 75 фигурок танцоров с такой детализацией — это огого как много и в три раза сокращаем количество кадров :) Туфли тоже обрезаются, т.к. нужна ровная подставочка, которая будет крепиться в сцене.
Перед тем, как распечатать нашу пару, прикидываем их размер среди зелени.
Вырезать фигурки из бумаги оказалось практически также долго, как и вырезать людей масками. Так что в нашу копилочку упал аналоговый ротоскоп. Все фазы нумеруются, иначе может произойти беда :)
Сцена относится к мероприятию, проходящему уже в кремле, а не парке. Для этого у нас заготовлена распечатанная колокольня. Решаем ее подсветить. Для точечной задачи подходит фонарик телефона. Тут свет резковатый, поэтому далее накрываем источник тоненьким листом бумаги.
Для подставки под танцоров идеально подходит коробочка из под айфона с наклеенным черным верхом. Убрать яблочко быстрее, удобнее и проще, чем собирать систему для крепления с нуля.
Синий фон с небом у нас был один, поэтому на постобработке пришлось нарисовать недостающую часть. Тречим сцену, рисуем маски для деревьев, дорисовываем и чистим небо с землей — и сцена готова!
Сцена с парадом, не вошедшая в финальный ролик, выставляется так — все люди рядами клеятся к картонке, по бокам стоят деревья и цветные кубы (так мы симулируем первомайский проспект).
Те же люди, но уже без транспарантов используются в сцене с концертом. Сама картоночка при этом шевелится в каждом кадре, камера делает наезд, а группа с безымянным праворуким басистом по центру подсвечивается позади сцены.
Говорим спасибо всем, кто помогал нам в работе на этим проектом — типографии Формат (там мы напечатали вообще все), Марии Кадыковой (неоценимая помощь в подготовке декораций), Владимиру Иванову (за трехмерную печать) и Павлу Симакову за ведение проекта со стороны заказчика. Ура! :3