Немного про скаутинг и прешутинг

03/04/2020

Для клиентов обычно не совсем очевидно, как образуется бюджет и почему на процесс создания ролика надо закладывать большие сроки. В этой статье мы немного расскажем, как строится стандартный процесс для любых проектов, а вы уже сами решите, стоит ли оно того. Итак, легче всего объяснять на существующих задачах, поэтому воспользуемся прекрасными роликами для РГУ, а заодно выложим бекстейдж проекта.

Начинаем. Получаем запрос от клиента, созваниваемся, брифуем (отправляем анкету с базовыми вопросами о проекте) и после этого устраиваем встречу. Лучше всего если на ней будет присутствовать человек принимающий решения по проекту, иначе в длинную цепочку менеджер → более опытный менеджер → заместитель руководителя отдела маркетинга → директор отдела маркетинга → совет директоров → владелец компании может еще и вклинится мнение секретаря/уборщика/электрика/хорошего знакомого/родных, и количество итераций в работе сильно возрастет. Соответственно, возрастет и стоимость/сроки проекта, а все обычно хотят сократить это соотношение.

На встрече выясняем интересующие нас вопросы, т.к. заполненный в начале бриф — это только предварительное знакомство (хотя при этом клиент все равно должен максимально подробно заполнить его — это позволит нам хорошо подготовиться к встрече и задать на ней правильные вопросы). После этого понимаем, что нужно делать и разрабатываем концепции. Конечно, перед этим уже необходимо подписать договор, никто ведь про это не забывает?)

Мы не делаем какие-либо огромные презентации с концепциями — это только в случае большого тендерного проекта. Хочется сэкономить общее время клиента, поэтому, если концепцию можно уместить на пару страниц и всем она понятна, то почему бы не сделать это именно так. В процессе поиска концепций можно познакомиться с локациями, если они есть в ТЗ. Например, в РГУ их довольно много — есть пальмы и высоченные потолки.

RGU-001.JPG RGU-003.JPG

Различные химические лаборатории и даже прекрасная обсерватория на крыше.

RGU-012.JPG RGU-015.JPG

Когда концепция утверждена, то можно детализировать ее, подобрать необходимые картинки, референсы, чтобы она окончательно стала понятна клиенту. На этом этапе уже можно собирать команду — какой оператор лучше подойдет на этот проект, кто будет режиссером, помощником и т.п.

Переносим концепцию в сценарий, который потом режиссер дополняет и переписывает под свое видение. Вот рабочий участок из подобного документа:

script3.png

Сценарий готов и утвержден, назначаем дату съемки и снимаем? Нет! Работа с подготовкой только началась. Теперь этап скаутинга и прешутинга — мы смотрим и подбираем все локации, описанные в сценарии, и делаем тестовую съемку. Зачем, это наверное чтобы раздуть бюджет и увеличить сроки? Опять нет, тут все довольно просто — как раз-таки мы пытаемся сэкономить. Обычно самое дорогое в смете — это съемочные дни и чем их меньше, тем меньше бюджет. Поэтому на съемке мы должны быть максимально ко всему готовы — знать какой будет свет, как будет двигаться камера и идти герои. Все это можно сделать во время более дешевого прешутинга, тем самым сэкономить более дорогое время.

Например, приходим на эту локацию и сразу понимаем — тут не хотим делать общий план и показывать старые шкафы, но при этом нам нравится аудитория с людьми в полукруге. Еще надо снимать против окна и делать при этом переброс камеры от учителя к студенту. Все эти детали мы запоминаем, приходим в офис и думаем, как исправить эти проблемы еще до съемки (или решаем этот вопрос сразу на прешутинге).

RGU-039.JPG

В бассейне интересный свет при солнце, но что если будет пасмурная погода? Выбираем ночную съемку, когда в бассейне можно включить подсветку.

RGU-040.JPG

Вот эту аудиторию надо превратить в Китай.

RGU-038.JPG

Сразу понимаем, что нам нужен красный свет (и еще заблокировать белый свет из окна) и многочисленный аутентичный реквизит с потолочным крепежом. Рассчитываем количество массовки, понимаем, на какую оптику снимать.

RGU-024.JPG

Еще в процессе скаутинга можно найти неплохую локацию для будущих проектов.

RGU-016.JPG

В процессе поиска и решения локальных задач мы делаем прешутинг (предварительную съемку). Что потом делаем из этих кадров? Конечно, собираем драфт — это позволяет найти нам все слабые места, продумать переходы, подкорректировать сценарий и посмеяться над нашей актерской игрой.

Вот для сравнения итог:

Клиент уже пишет, ребята, что там у вас? Мы максимально открыты и стараемся вовлечь заказчика в каждый этап (правда этот драфт мы ему не показываем, чтобы не смутить) — это позволяет успокоиться и понять, что процесс и правда большой.

Далее кастинг. Мы подбираем главных и второстепенных героев, а также рассчитываем массовку. Еще надо продумать одежду для каждой сцены и декорации.

look.png

Расписываем массовку.

people.png

И, наконец, делаем график съемки — это и правда очень сложный процесс. Надо синхронизировать вообще все — актеров, время суток, занятость локаций, разрешения на съемку, реквизит, а еще заложить время на обед, настройку света и камеры, бэкап материала, непредвиденные сдвиги и т.п. Общий документ у нас вышел на 35 страниц:

timeline.png

Ура, график расписан и согласован, мы приступаем к съемкам. На прешутинге заметили, что в кадр попадает второй этаж, поэтому массовку выставляли и там.

RGU-005.JPG

Тут делали переброс камеры, т.е. кадр был склеен из двух — первый на главном герое-болельщике и далее смах в сторону, второй — смах и камера уже ловит баскетболиста ведущего мяч. Все это было расписано в режиссерском сценарии. Массовку тоже, соответственно, перевели с одной стороны зала на другую.

RGU-006.JPG

Далее оранжерея, нам везет — у нас тут прекрасные лучи солнца и вообще романтика. Еще у нас дым-машина, чтобы создать атмосферную глубину.

RGU-007.JPG RGU-008.JPG

Сцена с танцем робота, где план из холла университета состыковывается с движениями героя в баре. Тут важно замерить расстояние до камеры, чтобы воссоздать сцену в другой локации.

RGU-009.JPG

В баре места чуть меньше, чем мы планировали, поэтому добиться стопроцентного совпадения массовки не удалось. Зато был красивый свет, спасибо Iggy за это.

RGU-025.JPG

В лаборатории все получалось эффектно, но для каждого опыта необходимо подготавливать реагенты и мыть пробирку. Мы не совсем учли это на этапе подготовки, но каким-то чудом уложились тут почти минута в минуту в наш график. Всю подсветку организовали с помощью квазаров, которые расположили по периметру шкафов и столов.

RGU-013.JPG

Сцену в театре почти полностью переиграли прямо во время съемки (это исключение из правил) — Рома здорово читал свой монолог и он так хорошо попадал в контекст сюжета ролика, что мы решили записать его. Сам план тоже поменялся — изначально был полуоблет жестикулирующего актера.

RGU-010.JPG

Простые человеческие радости в конце долгой смены довольно приземлены — Саша рад тому, как разместили камеру. Если внимательно присмотреться, то камера перевернута, а к объективу прикручена площадка, которая в свою очередь и крепилась к штативу. Все это, чтобы сократить время, ведь картинку можно просто перевернуть на постпродакшене, а вот перекручивать клетку камеры — это лишних 15 минут съемочной смены. Такие штуки привычное дело в продакшене — https://www.instagram.com/shittyrigs/

RGU-011.JPG

Эту же быструю систему использовали в бассейне.

RGU-027.JPG

С подводной съемкой все сильно упростилось по сравнению с изначальными планами — у нас не очень много времени на эту локацию, поэтому снимаем кадр на обычную гоупро в сферическом кейсе. Мы поняли, что с более серьезной техникой мы просто увязнем и потратим в бассейне лишнюю смену, которой у нас конечно же не было.

RGU-028.JPG

В процессе съемки нашли на стенде университета нашу визитку почти 10-летней давности!

RGU-014.JPG

Аудиторию на кафедры международных отношений переделываем вечером перед съемкой.

RGU-021.JPG RGU-022.JPG

В темное время суток тут очень уютно, но мы помним, что при дневной съемке тут слишком много света из окна, поэтому заклеиваем его.

RGU-023.JPG

У нас осталась пара уличных сцен, но мы ждем погоды. Через пару недель сканирования сайтов с метеопрогнозами понимаем, что либо так, либо со снегом.

RGU-020.JPG

Наш друг Миша любезно предоставляет нам арендованный прицеп и машину.

RGU-017.JPG

Оператор может спокойно сидеть в багажнике и снимать болтающих студентов (вы даже не представляете, что они там обсуждали)

RGU-018.JPG

Ролик снят — продакшен закончен, теперь начинается постпродакшен. Сначала выбираем музыку, т.к. вариант заказать ее у композитора не подходит нам по бюджету (круто, если песня выбрана еще на этапе с драфтом, но в этом случае так не вышло). В результате прослушивания более 1000 шугейз треков, мы находим немного незапланированный вариант с женским вокалом, который очень хорошо подошел по настроению.

Параллельно идет монтаж. Часто он идет даже во время съемки — в черновых версиях мы сразу можем понять, где слабое место и что надо сделать для стыка с материалом из следущего съемочного дня.

Когда все снято и оставшийся материал вставлен в ролик, мы отправляем видео клиенту (обязательно сообщаем, что это драфт и многое еще не сделано). После этого утверждаем с клиентом диктора и отдаем закадровую озвучку на начитку. Составляем небольшое ТЗ:

speaker.png

Делаем графику. Это целый отдельный проект в проекте и лучше его описать в отдельной статье. Когда графика готова, то составляем ТЗ для саунд-дизайнера. Все это делается в относительно свободной форме, мы уже отработали на ряде проектов и многие вещи саун-дизайнер докрутит сам.

sound.png

Каждый этап отсматривается всей креативной командой — любой может внести отличное решение и улучшить проект. Главное, чтобы люди были примерно на одной волне, в таком случае мнения с разных сторон часто совпадают. После саунд-дизайна делается цветокоррекция — это тоже длительная работа, которая приводит весь ролик к одному стилю и визуальному настроению.

Итак, отправляем клиенту — если он участвовал во всей цепочке работы, то уже примерно представляет результат и неожиданностей не будет — вносим пару его технических правок и можно закрывать проект! Но помните, что у нас серия разножанровых роликов, поэтому всю ту же работу надо повторить еще несколько раз.

Второй ролик более живой, поэтому съемка укладывается всего в одну смену (которую мы разбили на две половинки).

RGU-032.JPG

Главный герой Рома участвует в интересном движеннии «Больничные клоуны», он посещает больницы и развлекает там маленьких скучающих пациентов. Это увлечение отлично вписывается в сценарий, поэтому делаем там пару кадров.

RGU-030.JPG

Съемка лаборатории и Насти с видом из колбы. Она уже была в предыдущем ролике — в массовке бара, мы сделали небольшие пересечения всех героев в первом ролике.

RGU-033.JPG

Максимально динамичная баскетбольная тренировка — именно Сергей в первом ролике забивал мяч в кольцо. Все это максимално живое, поэтому препродакшен в этом ролике проще — мы не проводим предварительную съемку, но остальные этапы тут присутсвуют (сценарий, осмотр локаций, график съемок и т.п.)

RGU-035.JPG RGU-036.JPG

Съемка третьего ролика логично заканчивается на крыше университета. Спасибо участникам процесса и читателям, которые осилили этот лонгрид.

RGU-004.JPG